Переводчик

Russian English French German Italian Portuguese Spanish
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА

(используется для оценки функциональных умений ребёнка с аутизмом)

Сост: канд. пед. наук Миненкова И.Н.

Каждое функциональное умение оценивается, исходя из трех позиций:

1) ребёнок выполняет действие самостоятельно – «+»;

2) ребёнок выполняет действие с помощью (физической, жестовой, вербальной) – «П/ф» или «П/ж» или «П/в»;

3) ребёнок действие не выполняет – «-».

По каждой группе функциональных умений фиксируется балл достижений ребёнка, который определяется количеством действий, выполненных самостоятельно.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Начальная оценка

Промежуточная оценка

Итоговая оценка

 

СОЦИАЛЬНO-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

     

Отвечает на внимание другого человека улыбкой

     

Поддерживает зрительный контакт

(с знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками)

     

Устанавливает зрительный контакт

(с знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками)

     

Позволяет себя успокоить

     

Допускает физический контакт

     

По собственной инициативе ищет физический контакт

     

Соблюдает соответствующую дистанцию при контакте

     

«Жалеет» по просьбе взрослого

     

Адекватно реагирует в социальных ситуациях (на знакомых и незнакомых взрослых и сверстников)

     

Предпочитает определённых людей

     

Выражает симпатию

     

Обращается за помощью к взрослому в случае необходимости

     

Проявляет интерес к тому, что говорят или что делают другие

     

Позволяет присоединиться к собственной деятельности

     

Присоединяется к деятельности (взрослого, сверстников)

     

Соблюдает очередность действий

     

Делится с другими продуктами и предметами

     

Разделяет свои специфические интересы со сверстниками

     

Учитывает интересы и желания сверстников

     

Реагирует на похвалу (просьбы или замечания) взрослого или сверстника

     

Указывает другим

     

Инициирует общение со сверстниками

     

Принимает успех сверстников

     

Ищет и выражает сочувствие (знакомым и незнакомым взрослым и сверстникам)

     

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ и РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ

     

Реагирует на собственное имя

     

Показывает на себя в ответ на вопрос «Где…?»

     

Узнаёт себя в зеркале

     

Выполняет простые указания (подкреплённые и неподкреплённые ситуаций, жестами, мимикой)

     

Принимает (отклоняет) предметы, выполнение действий

     

Реагирует мимикой, жестами на вопросы или ситуацию высказывания

     

Использует движения тела с целью достижения объекта

     

Использует указательный жест

     

Понимает обращённую речь (отдельные слова, короткие выражения, целые предложения)

     

Понимает объекты, объясняющие ситуацию, жесты, картинки, написанный текст

     

Использует для общения объекты, объясняющие ситуацию, жесты, картинки, написанный текст

     

Привлекает внимание (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

Выражает потребности (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

Однозначно отвечает на простые вопросы, связанные с желаниями и потребностями, повседневной деятельностью

     

Отвечает на вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему/зачем?)

     

Повторяет за кем-либо (звуки, слоги, слова, предложения)

     

Подражает голосам животных и звукам из окружающей среды

     

Договаривает четверостишия, подпевает

     

Называет знакомых людей, животных, объекты, звуки, ситуации, места и др.

     

Говорит (отдельными словами, предложениями из 2-3 слов, распространёнными предложениями)

     

Использует соответствующие социальные приветствия (со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми)

     

Использует имена в случае необходимости

     

Использует слова, фразы (спонтанные), чтобы инициировать игру со сверстниками

     

Распознаёт частицу «не»

     

Распознаёт (использует) личные местоимения (я, мой и т.д.)

     

Воспроизводит в речи события после короткого перерыва

     

Называет своё имя, возраст, пол по просьбе

     

Задаёт вопросы

     

Логически заканчивает предложения

     

Сообщает о своём самочувствии, эмоциональном состоянии (вокализацией, жестами, картинкой, устно)

     

 

КОГНИТИВНЫЕ УМЕНИЯ

     

Проявляет интерес к новым предметам и игрушкам

     

Имитирует

     

Показывает названные объекты (предметы и картинки)

     

Понимает (выполняет) простые (сложные) инструкции

     

Понимает (выполняет) простые (сложные) инструкции с указанием места

     

Понимает (предсказывает) последствия поведения, действий

     

Узнаёт знакомых людей на фотографии

     

Различает (называет) эмоциональное состояние людей

     

Составляет целое из частей

     

Выбирает по определённым признакам

     

Подбирает по сходству

     

Распознаёт противоположности

     

Сортирует и группирует

     

Называет объекты, относящиеся к одной категории

     

Исключает по признаку и категории (предмет, картинку, слово)

     

Различает существенное и несущественное

     

Даёт определения (люди, места, предметы)

     

Упорядочивает

     

Устанавливает последовательность

     

Отмечает неточности (на картинах, в рассказах)

     

Создаёт гипотезы о том, что знает, думает, чувствует другой человек

     

Понимает юмор

     

Шутит

     

 

УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

     

Наблюдает за работой других

     

Участвует в деятельности группы

     

Следует расписанию

     

Отбирает для работы необходимые предметы

     

Концентрируется на задании

     

Берётся за новую деятельность

     

Соотносит одинаковые предметы

     

Соотносит предметы с их изображением

     

Различает (называет) цвета, формы, размеры, буквы, цифры

     

Соотносит по цвету, форме, величине, количеству и др.

     

Повторяет (создаёт) конструкцию

     

Осознаёт течение времени (вчера, сегодня, завтра, время суток, день, неделя, год, время гола, минута, час и др.)

     

Использует календарь

     

Определяет время по часам (электронным, механическим)

     

Считает предметы

     

Считает деньги

     

Читает инструкции (средства: объекты, картинки, написанный текст)

     

 

ДОСУГОВЫЕ УМЕНИЯ

     

Делает перерыв на отдых

     

Не мешает другим

     

Просит организовать отдых

     

Находит место хранения игрушек, книг и других вещей

     

Занимает себя в перерыве

     

Манипулирует предметами

     

Выбирает игрушку и играет с ней (машинку катает и др.)

     

Рассматривает (читает) книги, журналы

     

Слушает музыку

     

Участвует в играх с физическим контактом (с взрослым, со сверстниками)

     

Участвует в ролевых играх

     

Участвует в настольных играх с фишками, кубиком (с взрослым, со сверстниками)

     

Участвует в подвижных играх (с взрослым, со сверстниками)

     

Избирательно относится к объектам (игрушкам, книгам и др.) и играм

     

Занимает себя выполнением простых видов ручного труда

     

Играет в видео игры

     

Играет на детской площадке (катается на качелях, детской горке, играет в песочнице)

     

 

БЫТОВЫЕ УМЕНИЯ

     

Осознаёт опасность

     

Предотвращает появление телесных повреждений

     

Защищает раны от загрязнений

     

Соблюдает безопасность при движении на улице

     

Называет свои имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона

     

Использует предметы по назначению

     

Показывает (называет) потребности

     

Отличает съедобное от несъедобного

     

Ест любую пищу

     

Сидит за столом при приёме пищи

     

Ест при помощи столовых приборов

     

Ест из собственной тарелки

     

Обращает внимание на грязное лицо, руки

     

Подставляет руки под струю воды

     

Наливает воду до определённого уровня и дозирует температуру

     

Закрывает кран по необходимости

     

Пользуется носовым платком

     

Чистит зубы

     

Расчёсывает волосы

     

Позволяет стричь волосы

     

Позволяет обрезать ногти

     

Контролирует стул (сообщает жестами или словами, что хочет в туалет)

     

Пользуется туалетом

     

Расстегивает пуговицы, кнопки, молнию и др.

     

Застёгивает пуговицы, кнопки, молнию и др.

     

Выбирает соответствующую одежду

     

Воспринимает телефонный звонок как сигнал и реагирует на него

     

Выслушивает собеседника и отвечает на телефонный звонок

     

Правильно набирает телефонный номер

     

Помогает выполнять (выполняет) простую работу по дому

     

Совершает покупки по списку

     

Пользуется транспортом (занимает положение, обеспечивающее «опору», не задевает других пассажиров)

     

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

     

Показывает и называет части тела

     

Воспринимает (называет) положения тела и отдельных его частей в пространстве

     

Подражает движениям и их последовательности

     

Передвигается по ровной поверхности

     

Передвигается по неровной (скользкой) поверхности

     

Поднимается (спускается) по лестнице

     

Бегает, избегая препятствий

     

Балансирует (стоит на одной ноге, ходит по линии, брусу и пр.)

     

Поднимает и переносит предметы

     

Бросает мяч взрослому (сверстнику)

     

Бросает мяч в цель

     

Ловит мяч

     

Бьёт по мячу ногой

     

Перешагивает (перепрыгивает) препятствия

     

Прыгает на месте (на двух ногах, одной ноге)

     

Прыгает с подставки (ступеньки)

     

Лазает

     

Ездит на велосипеде

     

Переворачивает страницы

     

Захватывает предметы (ладонный, щипцовый, пинцетный захваты)

     

Удерживает в руке карандаш, ручку, кисть

     

Рисует (в том числе, каракули)

     

Проводит прямые и округлые линии

     

Штрихует

     

Обводит по шаблону, трафарету

     

Копирует (выполняет) простые рисунки

     

Вырезает ножницами

     

Складывает бумагу

     

Наклеивает

     

Строит из кубиков, конструктора

     

Собирает головоломку-картинку

     
 

Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

Адрес: 220068, г. Минск, ул. Гая, 7,

E-mail: ckroir@minsk.edu.by

Телефоны: 239-20-60, 239-20-61, 239-20-59, 335-02-63

Copyright © 2018. Минский городской ЦКРОиР. Разработка сайта Vital.by